Образовательная программа
17 потока межведомственных курсов повышения квалификации
для финансовых руководителей, главных бухгалтеров и бухгалтеров
национальных парков и заповедников, функционирующих в форме государственных и муниципальных учреждений
(бюджетных, казенных и автономных)
Соответствует профессиональному стандарту «Бухгалтер»
(приказ Минтруда России от 21.02.2019 N 103н)
ОТЧЕТНОСТЬ-2025
Изменение нормативной и методологической базы.
Итоги сдачи Годового отчета-2024 и отчетности- 2025: типичные ошибки. Анализ структуры номеров счетов.
Реклассификация учетных показателей.
Отражение операций с нефинансовыми активами в отчетности: на что обратить внимание.
- Инвентаризация-2025 по новым правилам:
Минфин РФ определяет детальный порядок реализации обновленных положений СГС «Учетная политика»…
Разбор особенностей инвентаризации отдельных видов активов и обязательств, в том числе денежных средств в кассе и имущества, учтенного на забалансовых счетах.
Как организовать работу инвентаризационной комиссии.
Как соотносятся процедуры инвентаризации и внутреннего контроля.
Новые подходы к организации внутреннего контроля в учреждениях.
III. Новое в заполнении электронных документов и организации ЭДО:
Минфин РФ уточняет свою позицию по заполнению ряда форм первичных документов, а также планирует разработку и внедрение новых форм. Порой… технология определяет методологию…
- Трансформация Учетной политики учреждений:
Как изменятся подходы к реализации учреждениями полномочий по ведению бухгалтерского учета в ближайшем будущем.
Новые стандарты по применению планов счетов и составлению отчетности.
Типовые и нетиповые проводки.
Унифицированные и неунифицированные формы документов.
Предоставление бухгалтерской информации для загрузки в «Электронный бюджет» и анализ этой информации: как изменится работа бухгалтерии учреждения в результате реализации планов Федерального казначейства.
- Отчетность 2025: анализ дебиторской и кредиторской задолженности, ее отражение в учете и от-четности:
- Как организовать аналитический учет задолженности.
- Документы по задолженности: «бухгалтерские» и «юридические», первичные и регистры учета. Кто, когда и по какой форме должен их составлять и представлять.
- Инвентаризация задолженности, сверки с контрагентами.
- Анализ задолженности как инструмент контроля за деятельностью учреждения: что и как показывать и проверять в отчетах. Проблема дополнительных отчетов: из бухотчетности можно «взять» намного больше данных, чем порой кажется «сторонним» коллегам из «соседних» отделов.
- Когда и как переносить “дебиторку” на счет 209 00, а когда делать этого не надо. Операции по переносу долгов на счет 209 00 в течение года и перед сдачей годового отчета. Можно ли отнести часть дебиторской задолженнности прошлых лет к текущей? Какую задолженность нельзя оставлять на счетах 206 11 и 208 00?
- Корректировка ранее принятых показателей задолженности, включая переоценки, скидки, уточнение аналитических счетов и сроков погашения, изменение 26 разряда номера счета или КБК.
- Кредиторская задолженность (балансовые счета 300 и 200), обязательства на счетах санкционирования (500-е счета), резервы (счет 401 60).
- Авансы по доходам (счета 205 00, 209 00) и доходы будущих периодов (счет 401 40): в чем принципиальная разница?
- Авансы по расходам (счета 206 00, 303 05) и расходы будущих периодов (счет 401 50): неочевидные
различия?
- Структура задолженности, характеристики задолженности в целях анализа чистых акти-вов. Просроченная задолженность: «управляемая» и «неуправляемая».
- Задолженность заявительного характера: чисто «бухгалтерская» тема?
- Роль бухгалтерии в анализе дебиторской и кредиторской задолженности.
- Долгосрочная, краткосрочная и просроченная задолженность, сомнительные и безнадежные долги, оценочные значения в контексте признания задолженности. Задолженность с неопределенным сроком исполнения: «говорящие» цифры «31.12.2999».
- Списание и «восстановление» ранее списанной задолженности. Перечень оснований для при-знания задолженности сомнительной и безнадежной: позиция Минфина и судебная практика. Как быть, если частично погашен долг, ранее признанный сомнительным.
- Сроки исковой давности: не все так очевидно, как кажется… и зачем это бухгалтерам. Восстановление сроков давности.
- Признание, уточнение, исправление ошибок, исполнение, списание и раскрытие информации в от-четности. Примеры проводок, документы-основания и опыт коллег по видам задолженности:
договорная и “внедоговорная” задолженность;
платные услуги, реализация продукции и имущества;
учет задолженности у арендаторов и арендодателей;
расчеты по налогам, взносам и госпошлинам;
административные штрафы;
возмещение ущерба и компенсация затрат, расчеты при возврате бракованных товаров;
расчеты с внебюджетными фондами и органом-учредителем;
расчеты с персоналом, физлицами по зарплате и соцвыплатам, в том числе переплаты и недоплаты, счетные и правовые ошибки, возвраты, депонирование;
задолженность подотчетных лиц;
долги, возникающие по факту потребления, независимо от подписания двусторонних документов;
доходная «кредиторка» и расходная «дебиторка»;
погашение «дебиторки» и «кредиторки» учреждения третьими лицами;
корректировка задолженности, в том числе при выявлении нарушений в ходе контрольных мероприятий;
дебиторская и кредиторская задолженность на основании судебных решений, исполнительных документов;
погашение долгов путем передачи нефинансовых активов и задолженность в натуральной форме по обеспечению имуществом;
зачетные операции, односторонний отказ от исполнения обязательств.
- Что и как написать в Учетной политике и других локальных актах по поводу «дебиторки» и «кредиторки».
- Кто и как должен «работать» с задолженностью, в том числе при передаче полномочий администратора доходов бюджета по начислению доходов, по расчетам в части публичных нормативных обязательств (ПНО), а также при централизации учета. Взаимодействие с централизованной бухгалтерией: получение и предоставление информации, разграничение полномочий и «обратный аудит». Судиться или не судиться: вот в чем иногда вопрос…
- Взгляд ревизоров, аудиторов и судей: самые «популярные» нарушения в работе с задолженностью. Превышение допустимого значения просроченной «кредиторки» — основание для увольнений руководителя учреждения и не только…
ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ, АУДИТ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В 2025-2026 Г.Г.
Особый интерес для учредителей представляет обоснованность решений о предоставлении подведомственным учреждениям субсидий – порой им очень сложно провести четкие границы между закупкой на нужды учреждения и закупкой в целях удовлетворения государственных/муниципальных нужд.
Но включение в устав подведомственных учреждений возможных и невозможных видов деятельности не избавляет от претензий со стороны ФАС и прокуратуры, а только усугубляет положение — как показывает практика, подобного рода претензии иногда грозят подведомственным учреждениям ликвидацией…
- Бюджетное планирование. Новации 2025 года
Унификация порядков предоставления субсидий как инструмент повышения эффективность использования бюджетных средств.
Основания для предоставления субсидий на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78 БК РФ) бюджетным/автономным учреждениям, созданным на базе имущества иного публично-правового образования.
Государственный (муниципальный) социальный заказ: ключевые изменения с 2025 года.
Субсидии на компенсацию затрат и субсидии на финансовое обеспечение обязательств: сходство и различия.
- Государственное / муниципальное имущество
Право оперативного управления: основания для закрепления государственного/муниципального имущества за учреждением.
Основания для отказа и изъятие имущества из оперативного управления. Обязательства учреждения-правообладателя, возникающие у государственных /муниципальных учреждений.
Субсидиарная ответственность по долгам бюджетных/автономных учреждений.
Безвозмездная передача имущества между организациями бюджетной сферы.
Передача имущества в безвозмездное пользование по инициативе органа-учредителя: согласование или волеизъявление?
Использование государственного/муниципального имущества одновременно в деятельности двух учреждений: ключевые моменты распределения расходов на содержание имущества. Что «скрывается» за договорами «почасовой аренды»?
Передача имущества в аренду: что и когда нужно указывать в уставе?
Основания для закрепления за учреждением земельных участков. Благоустройство и содержание общественных территории или территории учреждения: можно ли БУ и АУ можно предоставлять субсидии?
- Дебиторская задолженность – объект гражданских прав
Основания для признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию: нужно ли бюджетным и автономным учреждениям руководствоваться ст. 47.2 БК РФ?
Списать с баланса или простить долг: почему не нужно подменять понятия?
Неустойки по контрактам: списать нельзя взыскать – расставляем знаки препинания…
Может ли истечение срока исковой давности служить для признания ее безнадежной? С каким иском обратиться в суд, чтобы «списать» долги?
Невыясненные поступления – признак недобросовестного поведения администратора доходов бюджета.
- Ключевые аспекты планирования бюджетных ассигнований на закупки
Функция органа власти/местного самоуправления и государственная (муниципальная) услуга: в чем принципиальная разница? В каких случаях решения о создании бюджетных/автономным учреждений не оправданы с точки зрения бюджетного и антимонопольного законодательства?
Региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг и ОКВЭД — какая между ними взаимосвязь? Какие поручения органа-учредителя могут повлечь риски для учреждения и почему?
- Контроль учредителя за использованием субсидий в бюджетных и автономных учреждениях
«Типовые» нарушения порядка формирования госзадания и порядка его финансового обеспечения.
Субсидии на иные цели: закупки на государственные/муниципальные нужды или на нужды учреждения – как разграничить понятия?
Закупки по Закону N 223-ФЗ в бюджетных учреждениях: риски и последствия.
Закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ в автономных учреждениях: за что в ответе учредитель?
- Планирование как инструмент внутреннего контроля
Основные подходы к планированию себестоимости услуг/работ, выполняемых/оказываемых в рамках госзадания.
Приносящая доход деятельность в бюджетных/автономных учреждениях: доходы есть, а деятельности нет и наоборот.
Организация внутреннего контроля в учреждении: зачем это нужно и кто ответит за ущерб? Какие действия/бездействия должностных лиц повлекут ущерб, и кто будет его возмещать?
Кредиторская задолженность: причины и последствия. Кто «ответит рублем» за недостатки в организации документооборота внутри учреждения
. ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ: ДОКУМЕНТЫ И ПРОВОДКИ
Документы-основания для учета фактов отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг, для оформления возврата непринятых товаров, а также для возврата принятых на учет нефинансовых активов, по которым недостатки (брак) выявлены в период эксплуатации. Как оформлять поступление и списание, если к моменту приемки матзапасы, например, продукты питания или ГСМ, не только поступили на склад, но и потреблены. Можно ли в таких ситуациях в 2025 году отражать поступление и выбытие матзапасов один раз в месяц, учитывая новые положения СГС «Учетная политика».
На основании чего отражать в учете кредиторскую задолженность, обязательства на 500-х счетах, резерв по «опаздывающим» документам.
Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452): когда и как применять. Документ по электронной прием-ке согласно Закону № 44-ФЗ и Акт (ф. 0510452): чем похожи и в чем различия. Обновленная форма 0510452 и расширение перечня случаев, когда ее применение обязательно. Надо ли казенным, бюджетным и автономным учреждениям составлять Акт (ф. 0510452) на оказание образовательных, преподавательских, медицинских и иных услуг. Обязательна ли в форме 0510452 подпись исполнителя, ведь он может НЕ участвовать в приемке или вовсе находиться в другом городе. Можно ли написать в Учетной политике, что исполнитель подписывают эту форму только в случае разногласий. Можно ли не оформлять Акт (ф. 0510452), если у сторон договора нет претензий друг к другу. Если приемку осуществляет не комиссия, а единственный сотрудник, все равно составлять форму 0510452? Договор по Закону № 44-ФЗ или Закону № 223-ФЗ заключается без размещения в реестре контрактов: когда возникает обязанность предусмотреть в договоре формирование документа о приемке по форме 0510452. Можно ли не составлять этот Акт, если в качестве контрагента выступает физлицо. Может ли в форме 0510452 в качестве основания приемки быть указан не договор, а счет. Когда согласно формальному приме-нению норм Приказа № 61н учреждение ОБЯЗАНО применять Акт (ф. 0510452), а когда можно вести речь толь-ко о ЦЕЛЕСООБРАНОСТИ его применения. Может ли форма 0510452 подтверждать не только возникновение обязательств, но и факт выполнения работ или оказания услуг. Покупка через подотчетных лиц: надо ли оформлять Акт (ф. 0510452).
ОФОРМЛЯЕМ РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) и Авансовый отчет (ф. 0504505): какой документ, для оформления каких операций оформлять. Как быть, если сумма закупки больше, чем была указана в Заявке-обосновании.
Заявка-обоснование (ф. 0510521) и Заявка-обоснование (ф. 0504518): какую применять в 2025 году. Надо ли оформлять Заявку-обоснование и Отчет (ф. 0504520) при отчете «перерасходом», при покупке денежных доку-ментов, при покупке конвертов и оплате почтовых услуг. Когда по-прежнему уместно использовать Заявление сотрудника на выдачу подотчетной суммы.
Решение о командировании на территории РФ (ф. 0504512). Заменяет ли Решение о командировании (ф. 0504515) приказ о командировании. Если решение применяется только при направлении сотрудников в командировки, то какими документами оформлять расходы, связанные со служебными разъездами работников.
ПОСТУПЛЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ: ДОКУМЕНТЫ И ПРОВОДКИ
Решение о признании НФА (ф. 0510441), Акт о приеме-передаче НФА (ф. 0510448), Карточка капвложений (ф. 0509211). Особенности применения и заполнения, примеры, неурегулированные ситуации. Может ли учреждение создать сразу несколько Комиссий по поступлению и выбытию активов. Как оформить «разукомплектацию» капвложений — выделяем из объема капвложений стоимости движимого имущества. Право оперативного управления на запчасти возникло при разборке списанного оборудования подрядчиком, но в учреждение оно не поступало и сразу было реализовано: какие первичные документы оформлять. Акт (ф. 0510448) без Решения (ф. 0510441) или, наоборот, Решение (ф. 0510441) без Акта (ф. 0510448): когда такое возможно. Потребляемые мат-запасы, непотребляемые матзапасы со сроком использования, эксплуатации: приходуем по-разному? Когда на основании Решения (ф. 0510441) не надо делать бухгалтерские проводки и причем здесь счет 106 Х4. Особенности оформления операций по поступлению основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно и имущества, учитываемого на забалансовых счетах. Право на недвижимость оформлено, а стоимость передающая сторона в документах не указала: как быть? Приходный ордер на приемку НФА (ф. 0504207) тоже оставляем в «обойме» документов: для чего он может понадобиться в 2025 году. Признание нефинансовых активов — только после оформления приемки или может быть раньше? Для чего мы по-прежнему оформляем Извещения (ф. 0504805) по нефинансовым активам, если есть Акты приема-передачи. Надо ли приходовать бензин, если оплатили его командированному сотруднику в составе компенсационной выплаты.
Требование-накладная (ф. 0510451), Накладная на внутреннее перемещение НФА (ф. 0510450), Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0510434), Акт о консервации (ф. 0510433), Карточка учета прав пользования НФА (ф. 0509214), Карточка учета имущества в личном пользовании (ф. 0509097), Инвентарная карточка учета НФА (ф. 0509215), Инвентарная карточка группового учета НФА (ф. 0509216): заполняем без ошибок. Готовность к эксплуатации и передача в эксплуатацию — две большие разницы с точки зрения документального оформления операций. Как оформить ввод и вывод из эксплуатации основных средств и матзапасов со сроком эксплуатации: теперь это важно для корректного заполнения Поясни-тельной записки. Выводим из эксплуатации учтенное за балансом, например на счете 21, имущество — поднимаем «на баланс»? Документы основания для открытия инвентарных карточек, особенности ведения.
ВЫБЫТИЕ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ: ДОКУМЕНТЫ И ПРОВОДКИ
Решение о прекращении признания активами (ф. 0510440), Акт об утилизации (ф. 0510435), Решение об оценке (ф. 0510442), Акт о списании НФА (ф. 0510454), Акт о списании матзапасов (ф. 0510460), Накладная на отпуск матценностей на сторону (ф. 0510458): примеры заполнения, рекомендации, неурегулированные ситуации. Надо ли «закрывать» Инвентарную карточку (ф. 0509215) при выбытии имущества на забалансовый счет 02. Акт о списании (ф. 0510454) без Решения (ф. 0510440): когда такое возможно. «Цепочки» документов при оформлении выбытия НФА — от признания «неактивом» до подтверждения факта утилизации. Оформление утилизации отходов, образовавшихся в результате ремонтов и разукомплектаций, а также в результате использования ранее списанных потребляемых матзапасов, например, перевязочных медицинских материалов. Особенности списания потребляемых матзапасов, непотребляемых матзапасов со сроком использования, эксплуатации, а так-же основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно и иных объектов, учитываемых на забалансовых счетах. Документы-основания для отражения выбытия в связи с обменом бракованного имущества, а также в связи с реализацией имущества, готовой продукции и товаров. Как и на основании чего учитывать давальческие материалы и переданное на хранение имущество. Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144), Ведомость выдачи матценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) оставляем в «обойме» доку-ментов: для чего они могут понадобиться в 2025 году.
Особенности документального оформления операций по выбытию отдельных видов матззапасов: канцелярских принадлежностей, продуктов питания, кормов, ГСМ, медикаментов, запасных частей, принадлежностей к оборудованию со сроками эксплуатации, внеоборотных запасов.
Передаем имущество в негосударственный сектор, например, Народному фронту – что оформлять: инвентаризационные документы, Решение об оценке, Акты на списание, Акты приема-передачи? Почему для признания объекта имущества «неактивом» надо провести инвентаризацию и как оформлять такие операции. Не заплатили пошлину за патент – оформлять признание «неактивом»?
ДЕБИТОРСКАЯ И КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ: ОФОРМЛЯЕМ СПИСАНИЕ С БАЛАНСОВОГО И ЗАБАЛАНСОВОГО УЧЕТА
Когда и как применять Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (ф. 0510445), Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (ф. 0510436), Решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами (ф. 0510437), Решение о восстановлении кредиторской задолженности (ф. 0510446). Какие ситуации по списанию задолженности с баланса и забалансовых счетов не упомянуты в Приказе № 61н и инструкциях по применению планов счетов. Порядок применения статьи 47.2 Бюджетного кодекса РФ при списании дебиторской задолженности. На основании чего можно списать с балансового учета дебиторскую задолженность по налогам и другим платежам в бюджеты. Списание неустоек по контрактам, начисленных контрагентам.
КАК УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВИЛА ДОКУМЕНТООБОРОТА ВЛИЯЮТ НА ПОКАЗАТЕЛИ БУХГАЛТЕРСКОЙ (БЮДЖЕТ-НОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
Первые итоги сдачи отчетности за 2023 год: искажения, обусловленные несвоевременным оформлением и представлением документов, а также некачественным оформлением «первички». Инструменты обеспечения достоверности отчетности, которые следует предусмотреть в Графике документооборота. Как «заставить работать» эти инструменты на практике в условиях дефицита времени и ограниченности людских ресурсов. Ближайшие планы Минфина по изменению нормативной базы. Новые документы основания для признания событий после отчетной даты (СПОД).
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ-2025: ВСЕ ПО-НОВОМУ
Инвентаризация активов и обязательств — непрерывный процесс… Инвентаризация как базовый элемент системы внутреннего контроля в учреждении. Риск — ориентированный подход к проведению инвентаризации. Ресурсы ограничены – сосредотачиваемся на том, что действительно важно. Пусть мероприятия внутреннего контроля и инвентаризации будет меньше, но проведены они будут не формально! На какую дату проводить инвентаризацию, есть ли здесь зависимость от вида активов и обязательств, в отношении которых проводится инвентаризация. Инвентаризация при убытии материально ответственных лиц в отпуск: проводим по-новому. Не назначаем инвентаризацию по счетам финрезультата и санкционирования, также по забалансовым счетам, на которых нет активов и обязательств? Инвентаризация объектов имущества, в которых могут содержаться драгоценные металлы. Инвентаризация может быть не только «бухгалтерской»… Как соотносятся внутренний контроль в учреждении и инвентаризация: комиссионная проверка путевых листов и одометров; выборочная проверка выплат, проведенных в межрасчетный период и т.д.
Состав и количество членов инвентаризационной комиссии, лист ознакомления и лист согласования. Когда, зачем и в каком статусе бухгалтер обязательно должны привлечь к работе инвентаризационной комиссии. Как оформлять участие в инвентаризации сотрудников централизованных бухгалтерий. Разграничение полномочий инвентаризационной комиссии и комиссии по поступлению и выбытию активов. Рабочие инвентаризационные комиссии. Можно ли создать единую комиссию и для инвентаризации, и для оформления операций с активами. Может ли инвентаризационная комиссия признавать имущество «неактивом». Как «работает» кворум при принятии комиссионных решений: как его считать и как фиксировать наличие. Как быть, если голоса членов комиссии разделились поровну. Комиссия не утвердила документ: направлять ли его на утверждение руководителю. Можно ли сформировать комиссии отдельно по видам объектов (автомобили, компьютеры, мебель и т.п.), по отдельным подразделениям, на время проведения конкретной инвентаризации. Надо ли утверждать полностью или частично состав инвентаризационной комиссии на постоянной основе. Назначили на постоянной основе председателя комиссии – теперь в его отсутствие инвентаризацию не провести? Понятия «ответственное лицо» и «материально ответственное лицо» в целях проведения и оформления документов по инвентаризации. Можно ли в каких-то ситуациях включать материально ответственных лиц в состав инвентаризационных комиссий. Когда инвентаризацию можно провести без материально ответственного лица.
Новые способы и методы. Доля обязательной проверки матценностей в неповрежденных упаковках. Проверка путем замеров. Альтернативные способы, в частности, подтверждение наличия по факту приема сигнала или по факту получения дохода от переданного в пользование имущества. Сверка с ГИС, в том числе с ЕГРН. Инвентаризацию нефинансовых активов теперь не надо проводить каждый год. Отраслевые особенности инвентаризации с учетом требований к хранению и использованию. Метод проверки документов – в отношении не овеществленных капвложений, денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности. Сверка с системами персонифицированного учета в случае ведения в бухгалтерской системе группового учета.
ОФОРМЛЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Корректно оформленные инвентаризационные документы — залог полного возмещения ущерба при недостачах.
Особенности применения Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439), Изменения Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447) и Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463)? Заменяет ли Решение (ф. 0510439) приказ о проведении инвентаризации. Инвентаризационные описи «переходят» в электронный формат: как это повлияет на работу инвентаризационной комиссии по фактическому пересчету имущества. Роль бухгалтера при заполнении инвентаризационных подписей. Несколько Решений (ф. 0510447) по разным счетам – не-сколько Актов (ф. 0510463)? Как быть если во время инвентаризации заболел председатель комиссии, член ко-миссии или МОЛ. Расписка ответственного лица в инвентаризационной описи: как оформлять и почему это важно. Инвентаризация по забалансовому счету 27 — получаем расписку от каждого лица, получившего имущество в личное пользование?
Материально ответственные лица (МОЛ) и просто ответственные лица: их роль в обеспечении эффективной эксплуатации, обеспечении сохранности, в проведении инвентаризации и возмещении ущерба.
Статус Актов сверки расчетов при инвентаризации финансовых активов и обязательств. По какой форме, когда, зачем и по данным каких счетов надо составлять Акты сверки.
Результаты работы инвентаризационной комиссии — выявленные качественные и количественные отклонения: недостачи, излишки, пересортицы, обесценение, “неактивы”.
РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Списание имущества в связи с моральным и физическим износом. Особенности списания имущества при выявлении недостач, хищений, потерь в результате чрезвычайных происшествий.
Определение правового статуса выявленного неучтенного имущества: как документально подтвердить право оперативного управления, когда уместно вести речь находке, как “работают” сроки приобретательной давности в отношении движимого и недвижимого имущества. Постановка неучтенных объектов на балансовый или забалансовый учет в зависимости от результатов правовой оценки ситуации, а иногда и изменение «входящих» остатков.
Расследования по недостачам и повреждениям имущества, установление виновных, возмещение ущерба в судеб-ном и досудебном порядке, получение страховых выплат..
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ
Правовые основания эксплуатации и (или) хранения имущества в учреждении. Законность, эффективность и целевой характер использования имущества. Получение, передача имущества в аренду или безвозмездное пользование. Эффективность и законность расходов на содержание, эксплуатацию и ремонты имущества, принадлежащего на праве оперативного управления или полученного в пользование. Инвентаризация при передаче или получении имущества в пользование. Особое внимание объектам, длительное время не используемым, в том числе хранящимся на складе или регулярно передаваемым в аренду. Использование в деятельности учреждения личного имущества сотрудников.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ
Инвентаризация финансовых активов: бухгалтерия проверяет «саму себя» или… Инвентаризация кассы как эле-мент внутреннего контроля в учреждении: как часто проводить и как оформлять.
АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ
Дата и необходимость признания дебиторской задолженности на балансовых счетах, признание доходов будущих периодов (кредит счета 401 40), текущего года (кредит счета 401 10) и детализации доходов будущих периодов (счета 401 41, 401 49). Текущая и просроченная задолженность; долгосрочная и краткосрочная задолженность; сомнительная и безнадежная задолженность. Восстановление сроков давности – документальное оформление. Прощение долгов и оплата дебиторской задолженности третьими лицами, в том числе поступление средств в счет уплаты долга от судебных приставов. Задолженность, возникающая на основании судебных решений, исполнительных листов и иных исполнительных документов. В исполнительном листе срок погашения задолженности не указан, а судебные приставы, вероятно, будут перечислять ее длительный срок небольшими суммам: каков характер задолженности. Задолженность органов-учредителей по прошлогодним субсидиям. Чем оформляется признание долга дебитором, обязательно ли для фиксации данного факта оформлять Акт сверки. Контрагент не признает задолженность, например, по оказанной учреждением услуге или за пользование помещением после истечения срока аренды — начисляем доходы, выставляем акты, счета-фактуры или?.. Компенсация ранее произведенных учреждением затрат, например, по целевому обучению.
АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С КРЕДИТОРАМИ
Дата и необходимость признания кредиторской задолженности на балансовых счетах, на 500-х счетах, на счете 401 60.
Текущая и просроченная задолженность; долгосрочная и краткосрочная задолженность; задолженность, не соответствующая понятию «обязательство» и невостребованная кредиторами. Восстановление сроков давности – документальное оформление. Оплата кредиторской задолженности третьим лицом. Зачисление в доход бюджета (учреждения) средств во временном распоряжении. Задолженность, возникающая на основании судебных решений, исполнительных листов и иных исполнительных документов. Расчеты с работниками (студентами, населением) и их наследниками по оплате труда, стипендиям, социальным пособиям.
АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И ВЗНОСАМ
Когда, с какой периодичностью и, на основании каких документов проводить выверку расчетов по налогам и взносам. В чем причины разниц между бухучетом и учетом налогового органа. Расхождения при налоговой сверке — подтвержденная ИФНС «дебиторка» или «кредиторка», которая не числится в учете учреждения. «Разошлись» с налоговиками по сумме долгов или вообще пришли к выводу, что долгов нет. Соглашаться или нет с требованиями налоговиков по уплате дополнительных сумм налогов или штрафов, если не нашли ошибку в учете учреждения. Соглашаться ли с налоговиками, если они готовы вернуть «налоговую дебиторку», которая не числится в учете учреждения. Зависит ли порядок учета расчетов от нашего согласия с величиной «дебиторки» или «кредиторки», особенно если налоговики уже «забрали» сумму долга с ЕНС. Как быть с дебиторской и кредиторской задолженностью по налогам сроком более трех лет: когда и как выверять такие расчеты, как и зачем обособлять эти данные в бухучете. Как учесть зачет «дебиторки» по одному налогу в счет уплаты другого налога: проводки с применением счета 303 14; зависит ли порядок учета от периода «дебиторки» — текущего года или прошлых лет; что делать с 500-ми счетами при таких зачетах. Возврат НДФЛ учреждением-налоговым агентом на основании уведомления: учитываем при сверке и отражаем в учете по-новому.
Дата признания кредиторской задолженности — разная по разным видам налогов. Налоговая декларация с заявленным “налогом к уменьшению”. Дата и порядок отражения в бухучете уточненной налоговой декларации, представленной по инициативе учреждения или по результатам контрольных мероприятий: ошибка или новое обстоятельство?.. Как отразить в учете расхождение в большую или меньшую сторону между расчетом учреждения и данными налогового органа в части земельного и транспортного налога.
Документы-основания для отражения операций по перечислению и распределению ЕНП. Мониторинг Личного кабинета налогоплательщика в режиме реального времени – новая бухгалтерская процедура. Начисление налогов и взносов: признание кредиторской задолженности перед бюджетом и обязательств на 500-х счетах. Перечисление ЕНП на ЕНС: признание дебиторской задолженности на новом счете 303 14, применение КБК. Как в учете отражается отрицательное сальдо ЕНС. Распределение ЕНП в бюджеты налоговым органом — основание для «закрытия» дебиторской задолженности на счете 303 14? Последовательность и порядок распределения ЕНП налоговым органом: как это может повлиять на учетные показатели. Корректировка учетных данных на основании информации ФНС о распределении ЕНП: доплата, уточнение платежа, некассовые операции. Возврат средств с ЕНС: суммы текущего года и прошлых лет, особенности для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Как отражать в учете «налог к уменьшению» согласно поданной декларации, в том числе уточненной. Отражение в учете итогов сверки расчетов с налоговым органом. Расхождение при сверке с ФНС на копейки: существенно? Когда и почему могут возникнуть дебетовые остатки на счете 303 ХХ, как организовать обособленный аналитический учет этих расчетов. Как организовать аналитический учет дебиторской задолженности по налогам сроком более трех лет. Возможны ли кредитовые остатки по аналитическим счетам счета 303 14.
ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА АКТИВОВ И РАСЧЕТОВ
Истребование, списание задолженности. Использование механизмов досудебного урегулирования. Работа в судах. Реализация имущества, изменение режима его использования – увеличение эффективности эксплуатации. Планирование расходов на ремонт с учетом реализации принципов законности и эффективности. Передача имущества в казну или иным учреждениям, консервация. Повышение эффективности расходов на содержание и эксплуатацию имущества. Роль бухгалтерии. Практические рекомендации. Примеры.
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА – 2025: ОБНОВЛЯЕМ В СВЯЗИ С НОВЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Положение по инвентаризации, Положение об инвентаризационной комиссии и Положение по внутреннему контролю по-новому… Какие дополнительные основания для проведения инвентаризации можно установить в учреждении.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ (БЮДЖЕТНОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
Первые итоги сдачи отчетности за 2023 год: проблема отражения в отчетности неподтвержденных данных. Могут ли формальные нарушения при организации, проведении и оформлении инвентаризации стать основанием для признания отчетности недействительной и, соответственно, для штрафа. Выверка с данными реестров и если бы только с ними… «Отлавливаем» правовой акт об изменении кадастровой стоимости…
КРУГЛЫЙ СТОЛ, ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ.
КРАТКИЙ ОБЗОР ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРИНЯТЫХ В 2024-2025 Г., ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТК РФ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
НОВОВВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРАКТА, АНАЛИЗ ОШИБОК И РЕКОМЕНДАЦИИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ.
ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОШИБОК ПРИ ПРОВЕРКАХ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
ПОСЛЕДНИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ ПО СЛОЖНЫМ ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА 2025-2030. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ УЖЕ СЕЙЧАС, ЧТОБЫ ВОВРЕМЯ ОЦЕНИТЬ СИТУАЦИЮ И СВОЕВРЕМЕННО ПРОВЕСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Цели и основные задачи налоговой реформы 2025-2030.
В рамках каждого налога — принципиальные изменения налогообложения. Анализ новаций. Положительные и отрицательные моменты для бизнеса. Рекомендации по применению и выбору оптимального варианта. Какие подготовительные мероприятия необходимо провести заблаговременно, чтобы во всеоружии встретить 2025 год.
Упрощенная система налогообложения, иные специальные режимы налогообложения. Возможность совмещения, особенности взаимодействия.
Налог на добавленную стоимость. Новые правила исчисления и уплаты при применении спец режимов.
Налог на прибыль организаций.
Налог на имущество организаций.
Налог на имущество физических лиц.
Земельный налог.
Государственная пошлина.
Туристический налог.
Налоговая амнистия при дроблении бизнеса. Правила применения и целесообразность применения.
Акцизы и НДПИ тоже претерпели существенные изменения.
Новое в налоговом администрировании.
Иное.
КОНТРОЛЬ 2025-2026
УСИЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ. ЧТО УПУСКАЕМ ИЗ ВИДА И ДОПУСКАЕМ НАРУШЕНИЯ. АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ.
Мировое соглашение с налоговой позволит снизить доначисления до 80%.
Ответственность за налоговые правонарушения и преступления. Как не перейти грань дозволенного. Новый взгляд законодателя. Значительное усиление уголовной ответственности. Лабиринты субсидиарной ответственности. Ответственность руководителя, главбуха и юриста. За нарушение одной статьи берут два штрафа. Как снизить риски. Штрафы, пени, неустойки… Основные правила и правомерность взыскания необходимо знать. А на практике….
Как разоблачаются схемы ухода от налогообложения. Как узнать, кто сдал за организацию липовую декларацию. Обнал со стороны контрагентов, дробление бизнеса и не только…
Ст. 54.1 НК РФ. Новые подходы в практике применения. Как оспорить претензии по незаконности получения налоговой выгоды. Деловая цель и реальность сделки. Практические рекомендации.
Налоговая реконструкция в действии. Преимущества и недостатки применения. Сто судебных решений – главное, что нужно знать.
Проверка контрагентов. Алгоритмы снижения налоговых рисков. Стандарт по проверке контрагентов.
Основные правила истребования документов и информации. Когда на запросы проверяющих можно не отвечать. Незаконные требования вне рамок проверки.
Инвентаризация и допрос свидетелей. Как подготовиться. Инструктаж работников перед проведением проверки. Что делать если проверяющие действуют за гранью дозволенного.
Претензии к налоговой. Какие доводы поддерживает суд.
Самое важное о защите на стадии проверок.
А если придется общаться с УЭБ и ПК….?
Банки держат налогоплательщиков под особым контролем. Кто, что и когда контролирует.
Алгоритмы Важно знать, чтобы не допускать не желаемых и не обоснованных разборок.
Прокуратура выполняет надзорные функции очень эффективно. Важно не попасть под «каток».
Контроль за ККТ – отдельный вид проверок и очень успешный. Что необходимо знать, чтобы не допускать шибок и правильно себя защищать при спорах с проверяющими.
Иное.
ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. СПОРНЫЕ И СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СВЕТЕ ПОСЛЕДНИХ РАЗЪЯСНЕНИЙ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОТЧЕТНОСТИ.
Нюансы работы с ЕНС и ЕНП
Как не допустить ошибок при формировании и предоставлении отчетности.
Новые подходы проверяющих а налоговом администрировании.
НДС.
Налог на прибыль организаций.
Налог на имущество организаций.
Земельный налог.
Транспортный налог.
Специальные режимы налогообложения.
ОПЛАТА ТРУДА 2025 – УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.
Новый виток в работе трудовых комиссий. Нормативное регулирование и правила деятельности комиссий. Показатели деятельности организаций и критерии их оценки. Какую отчетность, в какие сроки и по каким показателям оценивают в обязательном порядке. Как предотвратить риски и не угодить на комиссию и в реестр нарушителей.Усиление контроля за доходами физических лиц. Выплаты физическим лицам под особым контролем. Взгляд контролирующих лиц и вердикты судов в отношении применения схем в оплате труда. Советы по снижению рисков. Было ожидаемо — ФНС штрафует несовершеннолетних. Что делать родителям. Ловушки проверяющих. Трудовая инспекция тоже идет в наступление. Усовершенствованы проверочные листы и не только.o Роскомнадзор держит под особым контролем соблюдение законодательства о персональных данных. Что знать и какие события контролировать. Принципиальные изменения законодательства и последние разъяснения. Роструда по вопросам оплаты труда. o Риски договорных отношений с физлицами и нелегальной занятости. НДФЛ. Страховые взносы. Новые споры при выплате пособий.
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК. ПРАКТИКА ФАС. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ЗАКАЗЧИКА, КОМИССИИ, ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ, КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО, БАНКОВ.
Изменения в правилах осуществления контроля закупок по закону № 44-ФЗ, изменения полномочий органов контроля. Показатели контрольно-надзорной деятельности.
Антимонопольные требования к торгам, запросам котировок. Практика реализации, применения ответственности за нарушения.
Способы защиты от недобросовестных поставщиков, заказчиков.
Практика контроля центрального аппарата и территориальных органов ФАС России. Роль и полномочия ФАС по ФЗ-44.
Обжалование действий Заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, контрактного управляющего, должностных лиц контрактной службы, уполномоченного органа, оператора электронной площадки, банков. Изменения правил обжалования в 2023-24 годах.
Анализ типичных нарушений заказчиков, комиссий. Практические примеры.
Основания и порядок включения информации в реестр недобросовестных поставщиков. Изменения правил включения информации в РНП. Новые правила ведения реестра по постановлению № 1078 от 30.06.2021. Порядок проведения внеплановой проверки. Основания для отказа во включении информации в РНП.
Контроль за соблюдением сроков и содержания информации, размещенной заказчиком в ЕИС.
Практика осуществления финансового и ведомственного контроля. Типичные ошибки и нарушения заказчиков при обосновании цены, планировании закупок, приемке ТРУ и оплате.
Ответственность должностных лиц по КоАП за нарушение требований 44-ФЗ: практика применения.