Приняты и вступили в силу поправки к закону «Об особо охраняемых природных территориях» (ООПТ), разрешающие капитальное строительство и инфраструктуру в границах заповедников. Экологи потрясены: теперь кто угодно может добиться выделения себе куска заповедника, чтобы впоследствии сдать его в аренду. Дело может обернуться легализацией добычи полезных ископаемых на территории заповедников, которая уже много лет ведётся с молчаливого согласия властей.

По официальной версии, новый закон позволит развивать познавательный туризм и здоровый образ жизни в виде спортивных занятий на экологически чистых территориях. Дескать, для получения разрешения на строительство базы отдыха или гостиничного комплекса в такой зоне необходимо будет отправить соответствующую заявку в Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Там должны оценить, насколько заявка соответствует международным конвенциям. Затем потребуется обсудить проект на общественных слушаниях. А венчать весь этот процесс будет экологическая экспертиза. Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. В буквальном смысле – про овраги, леса, реки как богатство для всех россиян, а не только отдельно взятых.

Наступление на природу

Для начала разберёмся в понятиях. Существуют федеральные и региональные ООПТ. Первые – это 103 заповедника, 63 государственных природных заказника федерального значения и 48 национальных парков. По площади они занимают около 3% территории страны. Даже там зафиксированы, увы, успешные попытки бизнес-вторжения на территорию, в частности на Куршской косе в Калининградской области, в Прибайкальском парке и др. А вот региональные ООПТ вообще поджидает большая опасность.

 

Всего в России около 13 тыс. региональных особо охраняемых природных территорий, это более 8% территории страны. Ещё до принятия закона были зафиксированы покушения на Волго-Ахтубинскую пойму (Волгоградская область), Южное побережье Невской губы (Санкт-Петербург), заказник «Дмитриевский» (Белгородская область). В карельском заповеднике «Кивач» вырублен гектар заповедного леса под автостоянку, в заповеднике «Центральносибирский» уникальный участок кедрового леса выделен под установку туристических домиков. В заповеднике «Остров Врангеля» развитие туристической инфраструктуры, по мнению учёных, уже угрожает уникальным участкам тундры, особенно важным для поддержания популяции белого медведя.

Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской успокаивает: «Мы ужесточаем административную ответственность за экологические нарушения. Это даёт результаты – Росприроднадзор фиксирует снижение правонарушений. Вносим в КоАП изменения, которые повышают ответственность за нефтеразливы». Однако по поводу нового закона защитники природы бьют в колокола. По их мнению, определение «развитие туризма» приведёт к увеличению масштаба вреда, наносимого окружающей среде. Ведь в законе формулировка «познавательный туризм» не расшифровывается. Потому по новому закону в ООПТ спокойно можно будет вести хозяйственную деятельность.

В национальном парке гремят взрывы

Достаточно прочитать биографию министра, чтобы понять, какие именно природные ресурсы, судя по всему, приоритетны для его сферы интересов. Выпускник Государственной академии нефти и газа им. Губкина, он работал в ЛУКОЙЛе, Минтопэнерго, «Зарубежнефти», был гендиректором госхолдинга ОАО «Росгеология». Понятно, почему экологи озабочены тем, что Минприроды дало положительное заключение на недавно принятый закон.

Одной из таких потенциально горячих точек является природный парк «Нумто» в Ханты-Мансийском автономном округе. На площади более 0,5 млн гектаров находятся святыни и лесных ненцев, и хантов. Озеро Нумто – крупнейшая стоянка на пути миграции птиц, занесённых в Красную книгу. Хотя оно является ООПТ регионального значения, прямо рядом с озером уже 10 лет работают скважины «Сургутнефтегаза». За 10 лет там выкачано около 4 млн тонн нефти. По словам руководителя программы Гринпис России по ООПТ Михаила Крейндлина, эта компания «лоббирует расширение площадей парка, где допускается добыча нефти». Новый закон будет для этого как раз кстати.

Такая же проблема стоит перед национальным парком «Югыд ва». Хотя он признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми», там добывает золото компания «Голд Минералс». При этом проводятся даже буровзрывные работы. Для этого Минприроды исключило месторождение из границ парка, хотя оно находится в самом центре его северной части. После ряда протестов со стороны ЮНЕСКО Генпрокуратура и Верховный суд наконец заметили абсурд ситуации. По идее, компания должна сворачивать свою деятельность, и вот здесь очень вовремя принимается новый закон. Теперь уже не надо заморачиваться изменением границ ООПТ, а вести работу прямо внутри неё.

Тем временем

Самые беспрецедентные масштабы коммерческое осваивание ООПТ приобретает в Арктике. Пресс-секретарь и медиакоординатор Гринпис России Халимат Текеева возмущается: «Одним из создателей советской системы заповедников был учёный Феликс Штильмарк, чьим девизом жизни было: «Заповедного не тронь». В погоне за сиюминутными интересами фирм нельзя забывать, что заповедники берегут в первозданном виде ценные территории, служат домом для многих редких животных и растений. Учёные исследуют, как в естественной среде ведут себя те или иные виды, и на основе этого пишут научные работы, которые позволяют нам лучше понять мир. Хочется верить, что российские власти на деле повернутся лицом к заповедным территориям и начнут реально вкладывать ресурсы в их сохранение и изучение, а не растаскивать».

Увы, ещё в большей степени экологи надеются на помощь извне. По словам руководителя программы Гринпис России по всемирному природному наследию Андрея Петрова, «комиссия Всемирного наследия ЮНЕСКО не успела предложить свои поправки к законопроекту до его принятия, но они, возможно, будут внесены в следующем году». Директор Астраханского биосферного заповедника Нина Литвинова отмечает: «Угроза нависает над любым из заповедников. Постоянно идёт ослабление режима ООПТ. Нацпарки в принципе лишены возможности как-то контролировать происходящее на своей территории. Законодательство изменяется не ради сохранения природы, а в угоду тем структурам, которые её эксплуатируют». Понятно, что бизнесменам новый закон крайне необходим – в отличие от обычных людей и самой нашей прекрасной природы.